Истерн

by admin

Метки: Истерн, фильм

Истерн

Истерн как жанр киноискусства

Название жанра происходит от английского слова «eastern», которое переводится на русский язык как «восток». Кинокартины, относящиеся к жанру истерн, во многом похожи на американские вестерны, их отличает только место действия – восток, не всегда американский. К данному жанру относятся и многие кинокартины, отснятые в СССР, в которых описываются события, характерные для Российской империи, революции и гражданской войны, а действия фильма могут происходить в степях Монголии, или в сельскохозяйственных районах Средней Азии, отсталых в промышленном плане. Поэтому фоновый пейзаж такого фильма во многом похож на американские вестерны.

Сюжет истерна

Большинство отснятых на территории СССР истернов охватывают освещение событий, происходящих в Азии, а в сюжете можно без труда рассмотреть идеологическую подоплеку. В качестве главных героев картины выступают немногочисленные отряды Красной Армии, а также отдельные личности, которые в сложных для себя условиях пытались самостоятельно, без широкой поддержки войск, поддавить сопротивление басмачей, которое продолжалось вплоть до 30-х годов ХХ столетия, когда уже все республики Средней Азии номинально входили в состав СССР. Персонажи фильма воспринимались неотделимо от лошадей, на которых они вынуждены были передвигаться по суровой пустынной местности, под палящими лучами летнего солнца или во время бурь, когда нос и рот героя забивал песок. Важное значение играет и оружие, хотя помимо револьверов, в истернах нередко применяются винтовки, ножи и кинжалы, а также первые пулеметы, установленные на тачанки. Отличительной чертой советского истерна является симпатия к трудящимся, в основном земледельцам и пастухам, независимо от их культуры, мировоззрения, традиций, национальности и религии. «Красные» герои сами верили в то, что несут в мир среднеазиатских республик мир, честность и справедливость, освобождая местных жителей от угнетателей и басмачей, которые в фильмах практически ничем не отличаются от рабовладельцев, а также освобождая женщин от многовековой кабалы, давая им статус равноправных членов общества. Освобождая женщин из гаремов и узаконивая лишь моногамные браки, герои фильма стремились создать прочную, равноправную семью.

Примеры советских истернов

Наиболее ярким примером советских истернов являются популярный фильм «Белое солнце пустыни» и «Встреча у старой мечети», впервые показанные на широких экранах кинозалов в 1969 году. К этому жанру можно отнести и другие кинокартины, действие которых происходит на территории европейской части СССР, в том числе в охваченной анархизмом Украине. Примерами таких фильмов являются «Неуловимые мстители» и «Конец атамана».